понедельник, 27 июля 2009 г.

Продолжение темы. "Что такое система развивающего обучения?"

ОТВЕТЫ
на ключевые вопросы по образовательной системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова
для учителей, родителей детей

(ответы составлены на основе материалов В.В.Давыдова, В.В.Репкина, Б.Д.Эльконина, Г.А.Цукерман и др. ведущих специалистов РО)

Материалы подготовлены А.Б.Воронцовым
3. Чем результат обучения в образовательной системе Эльконина-Давыдова отличается от результата других образовательных систем?

Мы хотим на выходе из школы иметь развитую, свободную личность. Другое дело – что называть личностью. Сейчас по некоторым наблюдениям в мире существует около 80-ти пониманий личности. В.В.Давыдов, один из основателей данной системы, в своей последней книге «Теория развивающего обучения» характеризует личность – как человека со значительным творческим потенциалом. Но с этой точки зрения почти все люди личности, но не все абсолютно. Потому что в молодости творческий потенциал имеется почти у всех людей, живущих в достаточно цивилизованных условиях. Но с годами, особенно при жестком вхождении в большинство профессий, этот творческий потенциал теряется, и к средним годам, особенно к старости, многие люди, будучи хорошими специалистами, теряют творческий подход к любым делам, даже в семейном обиходе. Это уже не личности.
Кого мы хотим выпускать из начальной школы, согласно нашей системы?
Прежде всего школьников с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Ряд оппонентов данной системы считают, что система Эльконина-Давыдова направлена исключительно только на развитие теоретического мышления. Это серьезное заблуждение. В основе творчества лежит воображение – это означает, что в пределах школы нельзя ущемлять художественной деятельности. Для решение этой задачи в нашей системе существует ряд специальных учебных курсов: курс Ю.А.Полуянова «Изобразительное искусство и художественный труд» ( 3 - 4 часа в неделю вместо 1 часа по традиционным программам); курс Л.В.Виноградова «Элементарное музицирование»; курс З.Н.Новлянской, Г.Н. Кудиной «Литература как предмет эстетического цикла». В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.
Согласно последним психологическим данным, лишь искусство, приобщение человека к миру искусства, дает ему воображение, как базу творческих проявлений во всех сферах жизни. Занятие науками может быть успешным при развитом воображении.
Кроме этого, мы хотим, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
а) знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
б) умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
в) умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
г) умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
Способность к рефлексии – есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.
Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:
- учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
- учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

Комментариев нет: